Szóval kép? Rajta egy lakodalmi menet
Eredetileg a vizuális alkotások irodalmi igényű, szövegszerű megelevenítése volt, de tágabb értelemben ma már bármely művészeti alkotás értelmezésére alkalmazzák az ekfrázist (ekphrasis/ecphrasis ~ экфрасис).
Az irodalmi példák közül ide kívánkozik egy-egy ekfrázis(os rész)t tartalmazó regény: Péterfy Gergely Kitömött barbárja, Anna Banti Artemisiája és Viktor Jerofejev A Nagy Gopnyikja is.
1) Андрей Петрович Рябушкин «Свадебный поезд в Москве (XVII век)». Rjabuskin: Menyegzői menet Moszkvában (17. század)
Слушать
Шедевр русской живописи. Az orosz festészet remekműve
Андрей Рябушкин «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Третьяковская галерея, 1901
Шедевр русской живописи. Az orosz festészet remekműve
Андрей Рябушкин «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Третьяковская галерея, 1901
Читать
Андрей Рябушкин известен как автор бытовых картин. Он подолгу путешествовал по старинным русским городам, изучая и зарисовывая древнюю архитектуру, предметы обихода и одежду.
Картину «Свадебный поезд в Москве» Рябушкин преподнёс как свадебный подарок близкому другу, художнику.
На Руси венчание чаще совершалось под вечер, свадебная процессия жениха направлялась за невестой в дом её родителей, а затем сопровождала молодых в храм. На исходе дня происходит действие и на картине Рябушкина: закатные лучи солнца ложатся на барабан белокаменной церквушки, украшенной горкой кокошников. Богатый свадебный поезд проносится по улице. Процессия не изображена статично в центре композиции, чтобы зритель мог полюбоваться разнообразием деталей или рассмотреть узоры роскошных одежд. Наоборот, она отодвинута от первого плана, показана в движении и фрагментирована, обрезана рамками деревянной архитектуры.
Свадебный обряд представлен одним из событий городской жизни. Весенняя оттепель, большая лужа, талый снег, деревянная архитектура дополняют ощущение естественности всей сцены.
Румяная красавица, идущая в сторону зрителя, может послужить иллюстрацией канона красоты. (по материалу «Моя Третьяковка»)
Андрей Рябушкин известен как автор бытовых картин. Он подолгу путешествовал по старинным русским городам, изучая и зарисовывая древнюю архитектуру, предметы обихода и одежду.
Картину «Свадебный поезд в Москве» Рябушкин преподнёс как свадебный подарок близкому другу, художнику.
На Руси венчание чаще совершалось под вечер, свадебная процессия жениха направлялась за невестой в дом её родителей, а затем сопровождала молодых в храм. На исходе дня происходит действие и на картине Рябушкина: закатные лучи солнца ложатся на барабан белокаменной церквушки, украшенной горкой кокошников. Богатый свадебный поезд проносится по улице. Процессия не изображена статично в центре композиции, чтобы зритель мог полюбоваться разнообразием деталей или рассмотреть узоры роскошных одежд. Наоборот, она отодвинута от первого плана, показана в движении и фрагментирована, обрезана рамками деревянной архитектуры.
Свадебный обряд представлен одним из событий городской жизни. Весенняя оттепель, большая лужа, талый снег, деревянная архитектура дополняют ощущение естественности всей сцены.
Румяная красавица, идущая в сторону зрителя, может послужить иллюстрацией канона красоты. (по материалу «Моя Третьяковка»)
________________________________________ ’zsánerképfestő’
________________________________________ ’ősi építészet, használati tárgyak, ruhaviselet’
________________________________________ ’esküvői ajándékként ad’
________________________________________ ’menyegző’
________________________________________ ’[itt] lakodalmi ceremónia’
________________________________________ ’tavaszi olvadás’
________________________________________ ’nagy tócsa’
________________________________________ ’elolvadt hó’
барабан
________________________________________ ’tavaszi olvadás’
________________________________________ ’nagy tócsa’
________________________________________ ’elolvadt hó’
барабан
’1. dob; 2. [itt] a templom kupolát hordozó hengeres vagy sokszögű alakú építészeti része’
кокошник
кокошник
’orosz női fejdísz: legyező- vagy félhold alakú, gyakran gyöngyökkel, arannyal, hímzéssel díszítve; főként férjes asszonyok hordták, de ünnepi alkalmakkor hajadon lányok is viselhették; a magyar pártához áll közelebb (a menyasszonyi koszorú és a párta a hajadonlét és a szüzesség jelképei voltak, de funkciójuk eltért: a pártát a lányok hosszabb ideig, a koszorút szinte kizárólag az esküvőn viselték)
свадебная процессия ’esküvői menet (általában)’
свадебный поезд
свадебный поезд
’nászmenet, amikor a vőlegény és kísérete menyasszonyért megy, majd a vendégek templomba és a vőlegény házához kísérik a párt’ (поезд ’vonat’, поезд [свадебный поезд] ’nászmenet, esküvői kíséret’)
Подсказка: автор бытовых картин│древняя архитектура, предметы обихода, одежда│преподнёс как свадебный подарок│венчание│свадебный обряд│весенняя оттепел│большая лужа│талый снег
Экфрасис
Продолжите текст как рассказ невесты на картине. Folytassák a szöveget a képen lévő menyasszony elbeszéléseként!
Рассказ от имени румяной красавицы.
2) Képes lapok
Szakralitás
Van sapka? Nincs sapka?
Lakodalmi menet
Vasárnapi szókimondó – брак
Miért keserű, ami édes?
Продолжите текст как рассказ невесты на картине. Folytassák a szöveget a képen lévő menyasszony elbeszéléseként!
Рассказ от имени румяной красавицы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Szakralitás
Van sapka? Nincs sapka?
Lakodalmi menet
Vasárnapi szókimondó – брак
Miért keserű, ami édes?

Megjegyzések
Megjegyzés küldése