Szófajt vált
Főnevesüléskor az eredetileg más szófajú szó főnévi funkciót és más jelentést kap. Leggyakrabban – akárcsak a magyar nyelvben (tokai bor > tokai) – a jelzős szerkezet jelzett szavának tartalmát sűríti magába az új főnév: выходной день > выходной ’szabadnap’, Пушкинская улица > Пушкинская ’Puskin (utca)’, Невский проспект > Невский ’Nyevszkij (proszpekt)’.
Létrejöhet melléknévből (полицейский пришёл ’megjött a rendőr’, горячее остывает ’hűl a melegétel’), melléknévi igenévből (заведующий не прав ’nincs igaza a vezetőnek’, пишущий отдыхает ’az író pihen’), számnévből (что на второе ’mi a második [fogás]’, двое ссорятся ’a két [ember] veszekszik’, határozószóból (наше завтра ’a holnapunk’, какое что ’milyen micsoda’), egyéb (прозвучал бим-бам ’felhangzott a bim-bam’, дай на покушать ’adj kóstolót’).
1) Понимание текста. Sszövegértés
(1) .....
— Добро пожаловать! Заходи, не стесняйся.
— Спасибо! Как у вас уютно.
— Сначала попадём в прихожую. Здесь можно снять пальто и оставить обувь.
— Ага, сейчас… Готово. А где у вас ванная?
— Вон там, справа от прихожей. Там душ и большая ванна. А рядом — уборная.
— Здорово! А у тебя есть своя комната?
— Конечно. Пойдём, покажу. Это мой кабинет — тут письменный стол, компьютер и книжные полки.
— Ух ты, сколько книг! Ты всё это читала?
— Ну, не всё, но почти.
— А где вы спите?
— Вот наша спальня. Светлая, просторная, окна выходят прямо на сад. Летом там цветут розы.
— Красота! А у детей есть своя комната?
— Да, конечно. Это детская — смотри, игрушки, кровати, яркие обои.
— Милота!
— Спасибо. А вот столовая — здесь мы обычно обедаем всей семьёй.
— Большой стол, да?
— Да, и из столовой дверь ведёт прямо в гостиную.
— Очень удобно. А продукты где храните?
— В кладовой, там у нас всё — консервы, овощи, банки с вареньем.
— Ух, как по-домашнему!
— А если приезжают гости, у нас для них отдельная спальня. Кровать, шкаф — всё, чтобы было удобно.
— Здорово! У вас прямо идеальная квартира.
— Спасибо, старались!
(2) ?????
Куда сначала попадают гости?
Что можно оставить в прихожей?
Где находится уборная?
Что есть в ванной?
Какая спальня у хозяев?
Что есть в детской?
Где обедает семья?
Что хранится в кладовой?
Для кого есть отдельная спальня?
(3) !!!!!
Назовите помещения на плане квартиры. Helyiségkereső
(4) ._._.
Прочитайте текст и подчеркните все существительные, образованные из прилагательных, числительнфъых или причастий. A főnevesült szóalakok jelölése
В маленьком городе жил больной, который часто ходил в аптеку. Рядом с аптекой находилось кафе, где продавали вкусное мороженое. Каждый день туда приходили молодые и старые, богатые и бедные.
Однажды в кафе появился знакомый, который принёс больному свежие пирожные.
За соседним столиком сидел рабочий и рядом с ним — учёный. В углу разговаривали двое пожилых. Один из них — иностранный, а дугой — местный. Речь шла о прошлом, настоящем и будущем.
Недалеко от кафе на скамейке сидел какой-то бездомный. Прохожие не обращали на него никакого внимания. Но к нему подбежала шестилетняя девочка: «Даденька, что вы ели сегодня на первое и второе? Вот вам немного жаркого. На первое — солянку, на второе — котлеты с картошкой, на третье — кисель. Приятного аппетита.»
Так в этом городе встречалось разное: плохое и хорошее, старое и новое.
Ключ: больной│мороженое│молодые и старые, богатые и бедные│знакомый
больному│пирожные│рабочий│учёный│пожилых. Один из них — иностранный│местный│о прошлом, настоящем и будущем│бездомный│Прохожие │на первое и второе│жаркого│На первое│на второе│на третье│разное│плохое и хорошее, старое и новое
(5) .?.?.!
Найдите, в каком предложении блога встречается это слово. Szókereső
________________________________________ булочная
________________________________________ косолапый
________________________________________ наличные
________________________________________ насекомые
________________________________________ парикмахерская
________________________________________ пернатые
________________________________________ старшая
________________________________________ спиртное
________________________________________ участковый
________________________________________ учительская
2) Visszatekintő
3) Ключевые
существительное (имя) ’főnév’
прилагательное (имя) ’melléknév’
числительное (имя) ’számnév’

Megjegyzések
Megjegyzés küldése