K2 – понимать/понять

Keddenként jelentkezik a K2 című folyam. A K2-nek több jelentése van: lehet hegycsúcs, filmcím, diákoknak kedden a második szünetben tartott tájékoztató. Most pedig blogbeli bejegyzés: egy-egy – folyamatos és befejezett – igepárral. Tehát ha kedd, akkor két ige a képen!


(1) понимать что, когопроизношение и спряжение
     — folyamatos ige: глагол несовершенного вида ~ НСВ ’ért, megért, felfog…’
     Я понимаю (ты понимаешь, он понимает, мы понимаем, вы понимаете, они понимают) по-венгерски.
           Értek (…) magyarul.
     Когда мы будем понимать жизнь?
           Mikor fogjuk érteni az életet?
     Что он понимал (она понимала, они понимали) под этим?
           Mit értett (…) ezen?
     Понимайте, пожалуйста, друг друга.
           Kérlek, értsétek meg egymást.

 (2) понять что, когопроизношение и спряжение
     — befejezett ige: глагол совершенного вида ~ СВ ’ért, megért, felfog…’
     Я пойму (ты поймёшь, он поймёт, мы поймём, вы поймёте, они поймут) её с полуслова.
           Félszavakból is majd megértem (…) őt.
     Он не понял (она не поняла, оно не поняло, они не поняли) ни слова.
           Egy kukkot sem értett meg (…).
     Поймите меня правильно.
           Ne értsetek félre.

     A szócsalád tagjai
     (a) mondatokban
     Вот это я понимаю! → Hát ezt értem!
     Как ~ насколько я понимаю. → Már ahogy ~ amennyire én értem.
     Много ты понимаешь!  → Sokat is értesz ehhez!
     Не разбери-поймёшь. → Csudába vele, túlságosan bonyolult, ki érti ezt.
     Он о себе слишком много понимает. → Túl sokat képzel magáról.

     (b) van rá szó, van rá fogalom
     (1) ___: дать понятие о ком, о чём ’felvilágosítást ad vkiről, vmiről’
     (2) ___: не иметь ни малейшего понятия о чём ’halvány fogalma sincs róla’
     (3) ___: понятие ’fogalom’
     (4) ___: понятливый ребёнок ’értelmes gyerek’
     (5) ___: понятно ’érthetően, világásan’
     (6) ___: понятно ’természetesen, hát persze’
     (7) ___: понятное дело ’magától értetődő dolog’
     (8) ___: понятой ’tanú’
     (9) ___: дать понять ’értésére ad’
   (10) ___: составить себе понятие о чём ’képet alkot vmiről’

Можно ________ о том, что происходит в человеке. (А)
Профессор познакомил студентов с романом Служателя, то есть он ________ о Служателе. (Б)
________: это лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра; его синоним ‒ свидетель. (В)
Дима учится на «пять», его считают ________. (Г)
Не надо повторять «да» и «ясно», можно сказать ‒ «________». (Д)
Мам, я ничего не знаю об изменении климата, я ________ о нём. (Е)
Шеф показал схему и всем стало сразу всё ________. (Ж)
Флот ‒ это собирательное ________. (З)
Коту, ________, было приятно мурлыкать. Конечно, само собой разумеется. (И)
Разными способами следует сказать и показать, т. е. ________ малышу, за что его хвалят. (К)

Megjegyzések

Népszerű bejegyzések ezen a blogon

18 karikás

Nagy Péter Moszkvában

Szoborrá vált betű