Minden esetből lehet tanulni

Egyszerűnek tűnő, de a szövegértést és a nyelvhasználatot árnyalttá tevő, ezért hatékony tanulási mód az ún. szövegvizsgálat. Rendkívül változatos feldolgozási módokat találhatunk ki önmagunknak egyetlen szöveg kapcsán is: gyűjthetünk azonos tartalmú kifejezéseket, megkereshetjük az ellentétpárokat, kiemelhetünk adott szófajokat, névmásíthatunk, felfigyelhetünk a központozásra, kicserélhetjük vagy kiegészíthetjük a jelzős szerkezeteket, rendszerezhetjük a névszókat nemek szerint, átalakíthatjuk az igeidőt… vagy olyasmit is csinálhatunk, mint amit a lenti запоминалка ajánl, netán esetvégződések szerint csoportosíthatjuk a szóalakokat.


1) Esetkereső és szövegértés
     (1) Выделите слова в форме дательного падежа. Részeshatározós szóalakok kerestetnek
Мне 28 лет, а жене 23 года. Мне нравится хоккей, а моей жене нравятся сериалы. Я часто говорю коллегам: нет ничего лучше хоккея. Отцу тоже нравился спорт — мы часто ходили на стадион. Маме не правился хоккей, но всё-таки билеты на матч покупала нам мама. 
Недавно у нас родился сынок. Мы с женой очень рады ему. Я надеюсь, что и ему сразу понравится хоккей. Но по мнению жены Алику (нашему малышу) уже нравятся сериалы-детективы. 
Поживём-увидим. 

     (2) Поживём-увидим. Majd meglátjuk
           Перескажите текст.
Муж [моложе ~ старше] жены на пять лет. У них [дочка ~ сын] [Алик ~ Алика]. Супруги [никогда не ~ часто] разговаривают о том, что нравится малышу. Их мнения [совпадают ~ расходятся].

2) Куда, где, что, кого? Hová a holmit?
     (1) Выделите словоформы в винительном и предложном падежах. Tárgy- és elöljárós esetben lévő szóalakok jelölése
Здравствуйте! Меня зовут Ирен (по-русски — Ирина), я изучаю испанский и русский языки. Русским я начала заниматься в этом году. Русскому меня учит российская преподавательница. Её зовут Людмила Сегреевна. Она живёт в России в небольшом городе на Волге. 
В прошлом году я жила во Франции, но сейчас я в Канаде. Я живу в деревне Вилл, на Красивой улице в доме 12. Мне нравится эта деревня. 
Каждый день я езжу на занятия по испанскому языку. Занятия — в городе в институте.
Я не хожу на занятия по русскому языку. Русским языком я занимаюсь онлайн. Смотрю фильмы, ролики и клипы, слушаю музыку, читаю новости. У меня много знакомых в Инстаграме. Людмила Сегреевна (она носитель языка) помогает мне говорить свободно на русском языке. Мы много разговариваем о России, о культуре, о литературе, о фильмах, о русских людях. Очень люблю отвечать на вопросы. Я часто пишу небольшие имейлы или отправляю сообщения-чаты в мессенджере о жизни в Канаде, о природе, о животных в Вилле. 
Я часами сижу в интернете. У меня в кабинете есть ноутбук и камера. Я уже научила и свою бабушку (она в Бельгии), как включить камеру на ноутбуке. 
У меня есть канадская подруга Анни (она живёт недалеко, в новой квартире на площади Балтазар), она сказала: «Ирен, купи себе новый лаптоп». Но я очень люблю мой старый ноутбук. В выходные я хожу в лес (он маленький, скорее — парк), там я делаю фотки о деревьях. Вот какие у меня планы на будущее. После пандемии я хочу поехать к моей любимой преподавательнице на Волгу.

     (2) Правда или ложь? Igaz vagy hamis?
           _____: Irène Franciaországból érkezett Kanadába.
           _____: Egy kisvároskában él.
           _____: Már van egy helyi barátnője is.
           _____: Most két idegen nyelvet tanul.
           _____: A spanyollal online foglalkozik.
           _____: Az oroszt már a spanyol előtt elkezdte tanulni.
           _____: Orosz anyanyelvű tanárával naponta találkozik az egyetemen.
           _____: A legváltozatosabb témákról tud már beszélgetni a tanárával.
           _____: Leginkább kérdezni szeret.
           _____: Már oroszul is szokott ímélezni és csetelni.
           _____: Oroszul néz filmeket, olvas híreket.
           _____: De az orosz klipeket nem kedveli.
           _____: Ragaszkodik a régi jó gépéhez.
           _____: A Belgiumban élő nagymamájával is a neten tartja a kapcsolatot.
           _____: Szabadidejében leginkább fotózik.
           _____: Fákról, erdei állatokról készít felvételeket.
           _____: Szeretne eljutni a Volga folyóhoz.
           _____: Azt tervezi, hogy a járvány után Oroszországba költözik.
(ключ: i ‒ h ‒ i ‒ i ‒ h ‒ h ‒ h ‒ i ‒ h ‒ i ‒ i ‒ h ‒ i ‒ i ‒ i ‒ h ‒ i ‒ h)

3) Visszatekintő

ЗАПОМИНАЛКА
Разделите слова на две группы.
Írja két csoportba a szavakat!
Задавайте вопросы. Ответьте на вопросы.
Alkosson kérdéseket! Válaszoljon!
Заполните пропуски.
Töltse ki az üres helyeket!
Подпишите картинки.
Készítsen képaláírást!
Составьте диалоги, как в примере.
Alkosson párbeszédet a minta szerint.

Megjegyzések

Népszerű bejegyzések ezen a blogon

18 karikás

Nagy Péter Moszkvában

Szoborrá vált betű