Olvasás (2. rész)

1943-ban Márai Sándor még így inti, emelkedetten, az olvasót: „Gondold meg, hogy csak az ember olvas”. S nyolcvan év elteltével – amikor űrsebességgel hódít a mesterséges intelligencia – megkérdőjeleződik ez az emberi kiváltságnak hitt nyelvi megértés és dekódolás. Hiszen ma már nem csak az ember olvas.


1) Чтение. Az olvasás 
A szakirodalomban többféle olvasáscsoportosítás létezik. 
Az olvasás célja szerint el lehet különíteni az élményszerző, ezért gyorsabb extenzív olvasást (ознакомительное чтение [normal fast reading] az ismeretszerző, ezért lassúbb intenzív olvasástól (изучающее чтение [study reading]); valamint a lényegi pontok kiválasztását célzó, az egész szöveget áttekintő, pásztázó olvasást [просмотровое чтение [skimming]) az információt kereső, kulcsszavas olvasástól (поисковое чтение [scanning ~ search reading]). 
Az olvasás az egyik legfontosabb nyelvi készség. Az olvasást mint technikát többszörösen meghaladó szövegértő olvasáshoz, vagyis az olvasott szöveg értéséhez, értelmezéséhez, bírálatához, kreatív felhasználásához idegen nyelven el kell érni a nyelvtudás küszöbszintjét (B1 ~ пороговый уровень). 

2) Развитие навыков чтения на всех уровнях владения языком. Olvasáskészség-fejlesztés a nyelvelsajátítás szintjein 
Az olvasás nemcsak az ismereteinket bővíti, hanem a másokhoz való viszonyunk minőségét is befolyásolja.
Ha lehetőségünk van rá, használjuk fel az olvasási készség fejlesztésekor a legváltozatosabb műfajú és megformálású szövegeket (nyomtatott és online képeslapokat, újságokat, könyveket, étlapokat, használati utasításokat, szóróanyagokat, graffitiket, diagramokat, infografikákat…)

3) Самодостаточное владение (B1, B2) и свободное владение (C1, C2). Önálló és mesterfokú nyelvhasználó 
      Bázisszöveg (1)  (Юлия Яковлева «Вдруг охотник выбегает») 
Зайцев перевёл взгляд на начало страницы. Снова почувствовал, будто по глазам провели наждачной бумагой, а взгляд при этом съехал вниз, ничего из протокола не зацепив.
Убитая: Фаина Баранова, 34 года, беспартийная. Счетовод промкооператива. Не замужем.
Очень жаль, обычно супруг становится первым подозреваемым.
А так  подозреваемых нет. Ни малейшей зацепки.
Зайцев зажёг лампу под зелёным колпаком. Света особо не прибавилось. В окна смотрело нежно-голубое небо. Обычный июньский обман: белая ленинградская ночь уже давно закрыла двери магазинов, смела с мостовых телеги, трамваи и автомобили, задёрнула плотные шторы в комнатах ленинградцев, пытающихся наладить зыбкий сон между двумя светлыми кубами, в которые на месяц превратились день и ночь. А спящие улицы были ясны и светлы. 

    (a) Tegye teljessé a krimirészletben két-két betű beillesztésével  az elejüket vesztett szóalakokat! (szöveg a nyitóképen) 
 
    (b) Pótolja a(z esetleg) hiányzó végződéseket! 
Зайцев перевё___ взгляд на начал___ страниц___. Снова почувствовал, будто по глазам провел___ наждачной бумагой, а взгляд при этом съеха___ вниз, ничего из протокол___ не зацепив.
Убитая: Фаина Баранова, 34 год___, беспартийная. Счетовод промкооператив___. Не замужем___.
Очень жаль, обычно супруг___, становится первым подозреваемым.

    (c) Alakítsa át úgy a szöveget, hogy a szereplő Зайцевa legyen!

    (d) Olvassa fel a szöveget úgy, hogy az igei (melléknévi, főnévi) alakokat a megfelelő kérdőszóval helyettesíti!

    (e) Melyik mondat került tévesen a regényrészletbe?
Зайцев зажёг лампу под зелёным колпаком. Света особо не прибавилось. Но сразу выпал первый снег. В окна смотрело нежно-голубое небо. Обычный июньский обман: белая ленинградская ночь уже давно закрыла двери магазинов, смела с мостовых телеги, трамваи и автомобили, задёрнула плотные шторы в комнатах ленинградцев, пытающихся наладить зыбкий сон между двумя светлыми кубами, в которые на месяц превратились день и ночь. А спящие улицы были ясны и светлы.
Ключ: Но сразу выпал первый снег.
    (f) Állítsa helyre a két mondatban összekeveredett szóalakok rendjét!
Зайцев перевёл взгляд на начало страницы [1]. Снова будто почувствовал, по глазам бумагой провели, а взгляд при этом съехал вниз, ничего из наждачной протокола не зацепив [2].
Убитая: Фаина Баранова, 34 года, беспартийная [3]. Счетовод промкооператива [4]. Не замужем [5].
Очень обычно жаль, подозреваемым супруг становится первым [6].
А так – подозреваемых нет [7]. Ни малейшей зацепки [8].
Ключ: 2 │ 6
    (g) Kollokáció 
            Melyik két szóalak között van a 
             зелёным;
             взгляд;
             шторы; 
             беспартийная?

    (h) Kulcskérdés
            Emelje ki különböző színnel (jellel) azokat az igéket, amelyek  
             Zajcevhez  és
             az időjáráshoz kapcsolódnak!

    (iIgen nem(es) 
            Helyes-e az állítás?
             Зайцев убил Фаину Баранову.
             Фаина работала в счетоводом.
             Файне было жаль, что она была не замужем.
             Файне было лет 35.
             Первым подозреваемым был супруг.
             Убийство произошло летом в Ленинграде.

    (j) Képkapcsolás
                Melyik lehet a regény borítója? Indokolja a szövegből vett részletekkel!

      Bázisszöveg (2)   (Шамиль Идиатуллин «Бывшая Ленина»)
Больше всего Лиля боялась за тесто: молоко оказалось задумчивым, батареи грели так себе, хоть на кастрюлю садись, чтобы поднялось поскорее. Но тесто поспело вовремя, пироги тоже, а вот сын с семьёй опоздал. Сперва задержался на совещании — бог весть, какие уж там совещания в субботу, тем более в праздничную, но Даня врать не будет, — потом перезванивал и говорил, что ждут Сашеньку, но приехали всё равно без Сашеньки.
Даня смотрел виновато и бормотал про отмену электричек из-за праздника. Лена смотрела ещё виноватей, передавала горячие приветы и норовила, ещё не сняв пальто, проиграть Лиле присланное Сашенькой видеопоздравление.
Увидев Даню, Лиля вздрогнула — не потому, что он опять пополнел и выглядел утомлённым, а потому, что он снова был не похож на того мальчика, который всегда жил в сознании Лили и ради которого она, в общем-то, существовала. Лиля замешкалась, решая, обнять сына или нет, — и, когда решилась, было уже неловко. А саму Лилю обняла Лена, ловко, не прерывая щебетания и поиска в телефоне, — вот ведь ушлая какая.
Лиля, придя в себя, старательно рассмеялась, видео отодвинула на «потом-потом» и велела скорее мыть руки и садиться. Пироги в духовке вот-вот подсыхать начнут, а нам ещё салаты и рыбку попробовать надо. Рыбку надо каждый день есть, по телевизору сказали — особенно в наших условиях.
Даня немедленно забурчал про телевизор и про тех, кто его смотрит, Лена, посмеиваясь, поддержала Лилю: да, рыба ужасно полезна, там фосфор и жирные кислоты омега-3, ой, а это же моя любимая, спасибо, Лиль Васильна, только вы так умеете. Речь Лены журчала, переливалась и могла опять накрыть Лилю теми чувствами, которые заставляют опасть, тихо проливаясь слезами, прохладными и малосольными, и которыми накрываться поздно, да и просто нельзя. Поэтому Лиля торопливо, почти как сын, буркнула, чтобы начинали, и поспешила к пирогам, а выйдя из комнаты, остановилась отдышаться, раздавить спазм, чтобы сглотнулся и не мучил. Получилось. И получилось услышать, как Даня говорит сквозь щебетание:
— Надо было всё-таки, чтобы приехала.
Щебетание почти без паузы сменилось жарким шёпотом:
— Даня, ну что ребёнка мучить. Ей к сессии готовиться…
— Да что ты рассказываешь. Чтобы Санька к сессии — в марте? Любовь очередная просто.
— Ну и любовь, — строго сказала Лена. — Любовь поважнее сессии будет.
— Вот привезёт она тебе поважнее сессии… Готова сама-то в бабушки?..

    (a) Jóslások
            Hogyan folytatódik a szöveg? (a szöveg ismerete nélkül, első feladat legyen; a folytatás mindig legyen letakarva)
(1) Больше всего Лиля боялась _____
        Чего, кого, за что боялась Лиля?
(2) за тесто: молоко оказалось задумчивым, батареи грели _____
        Как грели батареи?
(3) так себе, хоть на кастрюлю садись, чтобы поднялось поскорее. Но тесто поспело вовремя, пироги тоже, а вот сын с семьей опоздал. Сперва задержался на совещании — бог весть, какие уж там совещания в субботу, тем более в праздничную, но Даня врать не будет, — потом перезванивал и говорил, что ждут Сашеньку, но приехали всё равно _____
        Как, без кого они приехали?
(4) без Сашеньки.
Даня смотрел виновато и бормотал про отмену электричек из-за праздника. Лена смотрела ещё виноватей, передавала горячие _____
        Что передавала Лена?
(5) приветы и норовила, ещё не сняв пальто, проиграть Лиле присланное Сашенькой видеопоздравление.
Увидев Даню, Лиля вздрогнула — не потому, что он опять _____
        Что сделал Даня?
(6) пополнел и выглядел утомлённым, а потому, что он снова был не похож _____
        На кого был не похож Даня?
(7) на того мальчика, который всегда жил в сознании Лили и ради которого она, в общем-то, существовала. Лиля замешкалась, решая, обнять сына или нет, — и, когда решилась, было уже неловко. А саму Лилю обняла _____
        Кто обнял Лилю?
(8) Лена, ловко, не прерывая щебетания и поиска в телефоне, — вот ведь ушлая какая.
Лиля, придя в себя, старательно рассмеялась, видео отодвинула на «потом-потом» и велела скорее мыть руки и _____
        Что ещё велела делать Лиля?
(9) садиться. Пироги в духовке вот-вот подсыхать начнут, а нам ещё салаты и рыбку попробовать надо. 
Рыбку надо каждый день есть, по телевизору сказали — особенно в наших условиях.
Даня немедленно забурчал _____
        Про что забурчал Даня?
(10) про телевизор и про тех, кто его смотрит, Лена, посмеиваясь, поддержала Лилю: да, рыба ужасно полезна, там фосфор и жирные кислоты омега-3, ой, а это же моя любимая, спасибо, Лиль Васильна, только вы так умеете. Речь Лены журчала, переливалась и могла опять накрыть Лилю теми чувствами, которые заставляют опасть, тихо проливаясь слезами, прохладными и малосольными, и которыми накрываться поздно, да и просто нельзя. Поэтому Лиля торопливо, почти как сын, буркнула, чтобы начинали, и поспешила _____
        К чему поспешила Лиля?
(11) к пирогам, а выйдя из комнаты, остановилась отдышаться, раздавить спазм, чтобы сглотнулся и не мучил. Получилось. И получилось услышать, как Даня говорит сквозь щебетание:
— Надо было всё-таки, чтобы приехала.
Щебетание почти без паузы сменилось жарким _____
        Чем сменилось щебетание?
(12) шёпотом:
— Даня, ну что ребёнка мучить. Ей к сессии готовиться…
— Да что ты рассказываешь. Чтобы Санька к сессии — в марте? Любовь очередная просто.
— Ну и любовь, — строго сказала Лена. — Любовь поважнее сессии будет.
— Вот привезёт она тебе поважнее сессии… Готова сама-то в бабушки?..

    (b) Ki kinek a kicsodája?
            Даня ↔ Санька/Сашенька
            Даня ↔ Лена 
            Даня ↔ Лиля
            Санька/Сашенька ↔ Лена
            Санька/Сашенька ↔ Лиля
            Лена ↔ Лиля
Ключ: Даня — отец Саньки, Санька — дочь Дани. │ Даня — муж Лены, Лена — жена Дани. │ Даня — сын Лили, Лиля — мать Дани. │ Санька — дочь Лены, Лена — мать Саньки. │ Санька — внучка Лили, Лиля — бабушка Саньки. │ Лена — невестка Лили, Лиля — сверковь Лены.
    (b) Kérdésalkotás (ha párban dolgoznak, tegyék ezt felváltva, válaszolva egymás kérdéseire)

      Bázisszöveg (3)      
Зима (по открытым материалам) — Как смог мастер показать красоту зимнего леса спящего под снегом? Вот стройная сосна, лишённая нижних веток, которая стоит на переднем плане. Она как-будто бы в тени и снег, который покрывает её ветви, имеет беловато-серый цвет. Соседние деревья молоденькие, почти спрятавшиеся под снегом. Возникает чувство, что мы видим вечерний пейзаж, когда солнце близится к закату. 
Лето (по открытым материалам) — Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Долгие солнечные дни сменяют короткие тёплые ночи. Деревья пышно убраны в яркие зелёные одежды. Под ними всюду густо растёт трава, усеянная цветастыми огоньками цветов — маков, колокольчиков, ромашки… А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки.

    Válogassa szét az összekeveredett két szövegеt (a mondatok sorrendje nem változott)!
    Variáns: egyszerűbb az olvasás és a válogatás, ha a sorszámozott mondatok külön lapon vagy online felületen szerepelnek.
    Mint itt, az online Szövegválogatóban.
Как смог мастер показать красоту зимнего леса спящего под снегом [1]? Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой [2]. Долгие солнечные дни сменяют короткие тёплые ночи [3]. Деревья пышно убраны в яркие зелёные одежды [4]. Вот стройная сосна, лишённая нижних веток, которая стоит на переднем плане [5]. Она как-будто бы в тени и снег, который покрывает её ветви, имеет беловато-серый цвет [6]. Соседние деревья молоденькие, почти спрятавшиеся под снегом [7]. Под ними всюду густо растёт трава, усеянная цветастыми огоньками цветов — маков, колокольчиков, ромашки… [8] А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки [9].
Возникает чувство, что мы видим вечерний пейзаж, когда солнце близится к закату [10].
Ключ: Зима: 1-5-6-7-10│ Лето: 2-3-4-8-9
2) Читать? Hogyan?
    Részletesen az Olvasás (1. rész) című bejegyzésben.

3) Visszatekintő

4) Take home message
### ознакомительное чтение ’élményszerző, extenzív olvasás’
### изучающее чтение ’ismeretszerző, intenzív olvasás’
### просмотровое чтение и поисковое чтение ’pásztázó és kulcsszavas olvasás’ 

Megjegyzések

Népszerű bejegyzések ezen a blogon

18 karikás

Ötvenéves a BAM

Diskurzusjelölő mint olyan