Olvasás (2. rész)
1943-ban Márai Sándor még így inti, emelkedetten, az olvasót: „Gondold meg, hogy csak az ember olvas”. S nyolcvan év elteltével – amikor űrsebességgel hódít a mesterséges intelligencia – megkérdőjeleződik ez az emberi kiváltságnak hitt nyelvi megértés és dekódolás. Hiszen ma már nem csak az ember olvas.
1) Чтение. Az olvasás
A szakirodalomban többféle olvasáscsoportosítás létezik.
Az olvasás célja szerint el lehet különíteni az élményszerző, ezért gyorsabb extenzív olvasást (ознакомительное чтение [normal fast reading] az ismeretszerző, ezért lassúbb intenzív olvasástól (изучающее чтение [study reading]); valamint a lényegi pontok kiválasztását célzó, az egész szöveget áttekintő, pásztázó olvasást [просмотровое чтение [skimming]) az információt kereső, kulcsszavas olvasástól (поисковое чтение [scanning ~ search reading]).
Az olvasás az egyik legfontosabb nyelvi készség. Az olvasást mint technikát többszörösen meghaladó szövegértő olvasáshoz, vagyis az olvasott szöveg értéséhez, értelmezéséhez, bírálatához, kreatív felhasználásához idegen nyelven el kell érni a nyelvtudás küszöbszintjét (B1 ~ пороговый уровень).
2) Развитие навыков чтения на всех уровнях владения языком. Olvasáskészség-fejlesztés a nyelvelsajátítás szintjein
Az olvasás nemcsak az ismereteinket bővíti, hanem a másokhoz való viszonyunk minőségét is befolyásolja.
Ha lehetőségünk van rá, használjuk fel az olvasási készség fejlesztésekor a legváltozatosabb műfajú és megformálású szövegeket (nyomtatott és online képeslapokat, újságokat, könyveket, étlapokat, használati utasításokat, szóróanyagokat, graffitiket, diagramokat, infografikákat…).
3) Самодостаточное владение (B1, B2) и свободное владение (C1, C2). Önálló és mesterfokú nyelvhasználó
Bázisszöveg (1) (Юлия Яковлева «Вдруг охотник выбегает»)
Зайцев перевёл взгляд на начало страницы. Снова почувствовал, будто по глазам провели наждачной бумагой, а взгляд при этом съехал вниз, ничего из протокола не зацепив.
Убитая: Фаина Баранова, 34 года, беспартийная. Счетовод промкооператива. Не замужем.
Очень жаль, обычно супруг становится первым подозреваемым.
А так — подозреваемых нет. Ни малейшей зацепки.
Зайцев зажёг лампу под зелёным колпаком. Света особо не прибавилось. В окна смотрело нежно-голубое небо. Обычный июньский обман: белая ленинградская ночь уже давно закрыла двери магазинов, смела с мостовых телеги, трамваи и автомобили, задёрнула плотные шторы в комнатах ленинградцев, пытающихся наладить зыбкий сон между двумя светлыми кубами, в которые на месяц превратились день и ночь. А спящие улицы были ясны и светлы.
(a) Tegye teljessé a krimirészletben – két-két betű beillesztésével – az elejüket vesztett szóalakokat! (szöveg a nyitóképen)
(b) Pótolja a(z esetleg) hiányzó végződéseket!
Зайцев перевё___ взгляд на начал___ страниц___. Снова почувствовал, будто по глазам провел___ наждачной бумагой, а взгляд при этом съеха___ вниз, ничего из протокол___ не зацепив.
Убитая: Фаина Баранова, 34 год___, беспартийная. Счетовод промкооператив___. Не замужем___.
Очень жаль, обычно супруг___, становится первым подозреваемым.
(c) Alakítsa át úgy a szöveget, hogy a szereplő Зайцевa legyen!
(d) Olvassa fel a szöveget úgy, hogy az igei (melléknévi, főnévi) alakokat a megfelelő kérdőszóval helyettesíti!
(e) Melyik mondat került tévesen a regényrészletbe?
Зайцев зажёг лампу под зелёным колпаком. Света особо не прибавилось. Но сразу выпал первый снег. В окна смотрело нежно-голубое небо. Обычный июньский обман: белая ленинградская ночь уже давно закрыла двери магазинов, смела с мостовых телеги, трамваи и автомобили, задёрнула плотные шторы в комнатах ленинградцев, пытающихся наладить зыбкий сон между двумя светлыми кубами, в которые на месяц превратились день и ночь. А спящие улицы были ясны и светлы.
Ключ: Но сразу выпал первый снег.
(f) Állítsa helyre a két mondatban összekeveredett szóalakok rendjét!
Зайцев перевёл взгляд на начало страницы [1]. Снова будто почувствовал, по глазам бумагой провели, а взгляд при этом съехал вниз, ничего из наждачной протокола не зацепив [2].
Убитая: Фаина Баранова, 34 года, беспартийная [3]. Счетовод промкооператива [4]. Не замужем [5].
Очень обычно жаль, подозреваемым супруг становится первым [6].
А так – подозреваемых нет [7]. Ни малейшей зацепки [8].
Ключ: 2 │ 6
(g) Kollokáció
Melyik két szóalak között van a
→ зелёным;
→ взгляд;
→ шторы;
→ беспартийная?
(h) Kulcskérdés
Emelje ki különböző színnel (jellel) azokat az igéket, amelyek
→ Zajcevhez és
→ az időjáráshoz kapcsolódnak!
(i) Igen nem(es)
Helyes-e az állítás?
→ Зайцев убил Фаину Баранову.
→ Фаина работала в счетоводом.
→ Файне было жаль, что она была не замужем.
→ Файне было лет 35.
→ Первым подозреваемым был супруг.
→ Убийство произошло летом в Ленинграде.
(j) Képkapcsolás
Melyik lehet a regény borítója? Indokolja a szövegből vett részletekkel!
Bázisszöveg (2) (Шамиль Идиатуллин «Бывшая Ленина»)
Больше всего Лиля боялась за тесто: молоко оказалось задумчивым, батареи грели так себе, хоть на кастрюлю садись, чтобы поднялось поскорее. Но тесто поспело вовремя, пироги тоже, а вот сын с семьёй опоздал. Сперва задержался на совещании — бог весть, какие уж там совещания в субботу, тем более в праздничную, но Даня врать не будет, — потом перезванивал и говорил, что ждут Сашеньку, но приехали всё равно без Сашеньки.
Даня смотрел виновато и бормотал про отмену электричек из-за праздника. Лена смотрела ещё виноватей, передавала горячие приветы и норовила, ещё не сняв пальто, проиграть Лиле присланное Сашенькой видеопоздравление.
Увидев Даню, Лиля вздрогнула — не потому, что он опять пополнел и выглядел утомлённым, а потому, что он снова был не похож на того мальчика, который всегда жил в сознании Лили и ради которого она, в общем-то, существовала. Лиля замешкалась, решая, обнять сына или нет, — и, когда решилась, было уже неловко. А саму Лилю обняла Лена, ловко, не прерывая щебетания и поиска в телефоне, — вот ведь ушлая какая.
Лиля, придя в себя, старательно рассмеялась, видео отодвинула на «потом-потом» и велела скорее мыть руки и садиться. Пироги в духовке вот-вот подсыхать начнут, а нам ещё салаты и рыбку попробовать надо. Рыбку надо каждый день есть, по телевизору сказали — особенно в наших условиях.
Даня немедленно забурчал про телевизор и про тех, кто его смотрит, Лена, посмеиваясь, поддержала Лилю: да, рыба ужасно полезна, там фосфор и жирные кислоты омега-3, ой, а это же моя любимая, спасибо, Лиль Васильна, только вы так умеете. Речь Лены журчала, переливалась и могла опять накрыть Лилю теми чувствами, которые заставляют опасть, тихо проливаясь слезами, прохладными и малосольными, и которыми накрываться поздно, да и просто нельзя. Поэтому Лиля торопливо, почти как сын, буркнула, чтобы начинали, и поспешила к пирогам, а выйдя из комнаты, остановилась отдышаться, раздавить спазм, чтобы сглотнулся и не мучил. Получилось. И получилось услышать, как Даня говорит сквозь щебетание:
— Надо было всё-таки, чтобы приехала.
Щебетание почти без паузы сменилось жарким шёпотом:
— Даня, ну что ребёнка мучить. Ей к сессии готовиться…
— Да что ты рассказываешь. Чтобы Санька к сессии — в марте? Любовь очередная просто.
— Ну и любовь, — строго сказала Лена. — Любовь поважнее сессии будет.
— Вот привезёт она тебе поважнее сессии… Готова сама-то в бабушки?..
(a) Jóslások
Hogyan folytatódik a szöveg? (a szöveg ismerete nélkül, első feladat legyen; a folytatás mindig legyen letakarva)
(1) Больше всего Лиля боялась _____
Чего, кого, за что боялась Лиля?
(2) за тесто: молоко оказалось задумчивым, батареи грели _____
Как грели батареи?
(3) так себе, хоть на кастрюлю садись, чтобы поднялось поскорее. Но тесто поспело вовремя, пироги тоже, а вот сын с семьей опоздал. Сперва задержался на совещании — бог весть, какие уж там совещания в субботу, тем более в праздничную, но Даня врать не будет, — потом перезванивал и говорил, что ждут Сашеньку, но приехали всё равно _____
Как, без кого они приехали?
(4) без Сашеньки.
Даня смотрел виновато и бормотал про отмену электричек из-за праздника. Лена смотрела ещё виноватей, передавала горячие _____
Что передавала Лена?
(5) приветы и норовила, ещё не сняв пальто, проиграть Лиле присланное Сашенькой видеопоздравление.
Увидев Даню, Лиля вздрогнула — не потому, что он опять _____
Что сделал Даня?
(6) пополнел и выглядел утомлённым, а потому, что он снова был не похож _____
На кого был не похож Даня?
(7) на того мальчика, который всегда жил в сознании Лили и ради которого она, в общем-то, существовала. Лиля замешкалась, решая, обнять сына или нет, — и, когда решилась, было уже неловко. А саму Лилю обняла _____
Кто обнял Лилю?
(8) Лена, ловко, не прерывая щебетания и поиска в телефоне, — вот ведь ушлая какая.
Лиля, придя в себя, старательно рассмеялась, видео отодвинула на «потом-потом» и велела скорее мыть руки и _____
Что ещё велела делать Лиля?
(9) садиться. Пироги в духовке вот-вот подсыхать начнут, а нам ещё салаты и рыбку попробовать надо.
Рыбку надо каждый день есть, по телевизору сказали — особенно в наших условиях.
Даня немедленно забурчал _____
Про что забурчал Даня?
(10) про телевизор и про тех, кто его смотрит, Лена, посмеиваясь, поддержала Лилю: да, рыба ужасно полезна, там фосфор и жирные кислоты омега-3, ой, а это же моя любимая, спасибо, Лиль Васильна, только вы так умеете. Речь Лены журчала, переливалась и могла опять накрыть Лилю теми чувствами, которые заставляют опасть, тихо проливаясь слезами, прохладными и малосольными, и которыми накрываться поздно, да и просто нельзя. Поэтому Лиля торопливо, почти как сын, буркнула, чтобы начинали, и поспешила _____
К чему поспешила Лиля?
(11) к пирогам, а выйдя из комнаты, остановилась отдышаться, раздавить спазм, чтобы сглотнулся и не мучил. Получилось. И получилось услышать, как Даня говорит сквозь щебетание:
— Надо было всё-таки, чтобы приехала.
Щебетание почти без паузы сменилось жарким _____
Чем сменилось щебетание?
(12) шёпотом:
— Даня, ну что ребёнка мучить. Ей к сессии готовиться…
— Да что ты рассказываешь. Чтобы Санька к сессии — в марте? Любовь очередная просто.
— Ну и любовь, — строго сказала Лена. — Любовь поважнее сессии будет.
— Вот привезёт она тебе поважнее сессии… Готова сама-то в бабушки?..
(b) Ki kinek a kicsodája?
Даня ↔ Санька/Сашенька
Даня ↔ Лена
Даня ↔ Лиля
Санька/Сашенька ↔ Лена
Санька/Сашенька ↔ Лиля
Лена ↔ Лиля
Ключ: Даня — отец Саньки, Санька — дочь Дани. │ Даня — муж Лены, Лена — жена Дани. │ Даня — сын Лили, Лиля — мать Дани. │ Санька — дочь Лены, Лена — мать Саньки. │ Санька — внучка Лили, Лиля — бабушка Саньки. │ Лена — невестка Лили, Лиля — сверковь Лены.
(b) Kérdésalkotás (ha párban dolgoznak, tegyék ezt felváltva, válaszolva egymás kérdéseire)
Bázisszöveg (3)
Зима (по открытым материалам) — Как смог мастер показать красоту зимнего леса спящего под снегом? Вот стройная сосна, лишённая нижних веток, которая стоит на переднем плане. Она как-будто бы в тени и снег, который покрывает её ветви, имеет беловато-серый цвет. Соседние деревья молоденькие, почти спрятавшиеся под снегом. Возникает чувство, что мы видим вечерний пейзаж, когда солнце близится к закату.
Лето (по открытым материалам) — Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Долгие солнечные дни сменяют короткие тёплые ночи. Деревья пышно убраны в яркие зелёные одежды. Под ними всюду густо растёт трава, усеянная цветастыми огоньками цветов — маков, колокольчиков, ромашки… А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки.
Válogassa szét az összekeveredett két szövegеt (a mondatok sorrendje nem változott)!
Variáns: egyszerűbb az olvasás és a válogatás, ha a sorszámozott mondatok külön lapon vagy online felületen szerepelnek.
Mint itt, az online Szövegválogatóban.
Как смог мастер показать красоту зимнего леса спящего под снегом [1]? Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой [2]. Долгие солнечные дни сменяют короткие тёплые ночи [3]. Деревья пышно убраны в яркие зелёные одежды [4]. Вот стройная сосна, лишённая нижних веток, которая стоит на переднем плане [5]. Она как-будто бы в тени и снег, который покрывает её ветви, имеет беловато-серый цвет [6]. Соседние деревья молоденькие, почти спрятавшиеся под снегом [7]. Под ними всюду густо растёт трава, усеянная цветастыми огоньками цветов — маков, колокольчиков, ромашки… [8] А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки [9].
Возникает чувство, что мы видим вечерний пейзаж, когда солнце близится к закату [10].
Ключ: Зима: 1-5-6-7-10│ Лето: 2-3-4-8-9
2) Читать? Hogyan?
Részletesen az Olvasás (1. rész) című bejegyzésben.
3) Visszatekintő
4) Take home message
### ознакомительное чтение ’élményszerző, extenzív olvasás’
### изучающее чтение ’ismeretszerző, intenzív olvasás’
### просмотровое чтение и поисковое чтение ’pásztázó és kulcsszavas olvasás’
Megjegyzések
Megjegyzés küldése