A melléknévi igenév
Viszonylag gyakori és sok szerepű szófaj (különösen az írott nyelvben), tehát felismerni, alkalmazni tudni kell, viszont a „táblázatos tudásra” a köznapi társalgáshoz nincs szükség, viszont a mesterfokú nyelvhasználók számára elengedhetetlen (уровни свободного владения С1 и С2).
Ezért úgy vélem, nem lesz haszontalan az itt következő (terjedelmes) áttekintés. És még a Puskin-versrészlet is segít a ráhangolódásban...
Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко… Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет…
1) Как образуются причастия в русском языке? A melléknévi igenevek képzése
(1) Употребление причастных оборотов в предложениях. Mondatba illesztve
(a) Продолжайте по образцу. Mintakövetés
Образец:
Антон ловит рыбу. Антон сидит на берегу озера.
Какой Антон сидит на берегу озера?
Антон, ловящий рыбу, сидит на берегу озера.
Ловящий рыбу Антон сидит на берегу озера.
Лида моет посуду. Лида разговаривает с дочкой.
Какая Лида разговаривает с дочкой?
________________________________________________________________________
Парикмахеры бреют мужчин. Парикмахерам нравится новый салон.
Каким парикмахером нравится новый салон?
________________________________________________________________________
Вика ждёт поезд. Вика сидит в интернете.
Какая Вика сидит в интернете?
________________________________________________________________________
Лида сидит в интернете. Лида готовит доклад.
Какая Лида готовит доклад?
________________________________________________________________________
(б) Составьте предложения с причастиями от глаголов
говорить, обидеть, рисовать, танцевать, думать, смотреть, слышать,
слушать, спать, бежать, лететь, учиться, брать, переводтть.
(в) Продолжайте по образцу. Mintakövetés
Образец:
Это дед, который живёт на втором этаже.
Это дед, живущий на втором этаже. ~ Это живущий на втором этаже дед.
Вы встретили деда, который живёт на втором этаже.
________________________________________________________________________
Сегодня день рождения у деда, который живёт на втором этаже.
________________________________________________________________________
Все внуки приехали к деду, который живёт на втором этаже.
________________________________________________________________________
Сыновья уже раньше встретились в дедом, который живёт на втором этаже.
________________________________________________________________________
Родственники заботчтся о деде, который живёт на втором этаже.
________________________________________________________________________
Вот бельё, которое лежит на полке.
________________________________________________________________________
Кто купил бельё, которое лежит на полке?
________________________________________________________________________
Это ярлык от белья, которое лежит на полке.
________________________________________________________________________
Ты рада белью, которое лежит на полке?
________________________________________________________________________
Кто ухаживает за бельём, которое лежит на полке?
________________________________________________________________________
Это отзывы о белье, которое лежит на полке.
________________________________________________________________________
(2) Употребление причастных оборотов. Igeneves szerkezetek
(а) Дополните пропущенные словоформы. Pótolja a kimaradt szóalakokat!
расти > __________ > росший
переводить > переводил > __________
__________ > перевёл > переведший
дать > дал > __________
__________ > отдал > отдавший
помогать > __________ > помогавший
__________ > помог > помогший
Ключ: рос ‖ переводивший ‖ перевести ‖ давший ‖ отдать ‖ помогал ‖ помочь
(б) Работайте по образцу (1)(a). Mintakövetés az (1)(a) szerint
(‒) Преобразуйте предложения.
(=) Замените слова «директор» существительным женского рода и существительным множественного числа.
Где стоит директор, который преподавал химию?
________________________________________________________________________
Как зовут директора, который преподавал химию?
________________________________________________________________________
Это подарок для директора, который преподавал химию.
________________________________________________________________________
Мы обратились с вопросом к директору, который преподавал химию.
________________________________________________________________________
Я знакома с директором, который преподавал химию.
________________________________________________________________________
Медиа пишут о директоре, который преподавал химию.
________________________________________________________________________
(3) Употребление причастий. Alkalmazás
Образуйте причастия от указанных глагольных форм.
Képezzen szenvedő jelen idejű melléknévi igenevet a megadott főnévi igenévből!
Képezzen szenvedő jelen idejű melléknévi igenevet a megadott főnévi igenévből!
Это _______________ [сдавать] студентами экзамен.
_______________ [уважать] нами тётя заболела.
Покажи мне повесть, _______________ [переводить] твоим братом.
Где блины, _______________ [ненавидеть] отцом?
Мы живём недалеко от дома, _______________ [строить] дядей.
Все были на корпоративе, _______________ [органивовать] шефом.
Ключ: сдаваемый ‖ Уважаемая ‖ переводимую ‖ недавидимые ‖ строимого ‖ организуемом
A múlt idejű szenvedő melléknévi igenév esetén van a legtöbb ún. kivétel. A -Т- képzős alakok főnévi igeneveit lásd a rövid alakú passzív alaknál.
A -ЕНН-/-ЁНН- képző kiválasztásakor mindig segít a tő meghatározásánál a pl3 alakja, a képzőváltozatnál a sg1 hangsúlya.
A hangvált(ak)ozások miatt célszerű megjegyezni:
встретить > встреченный; заметить > замеченный; возвратить > возвращённый; осветить > освящённый; обидеть > обиженный; разбудить > разбуженный; освободить > освобождённый; предупредить > предупреждённый; снизить > сниженный; изобразить > изображённый; повысить > повышенный; бросить > брошенный; опустить > опущенный; вырастить > выращенный; ослабить > ослабленный; употребить > употреблённый; купить > купленный; укрепить > укреплённый; поставить > поставленный; исправить > исправленный; утомить > утомлённый; накормить > накормленный
(4) Употребление причастий. Alkalmazás
Melyik főnévi igenév képzett alakja a mondatbeli melléknévi igenév?
_______________: Куда пропал разбитый сотовый?
_______________: Послушай спетую сердцем песню.
_______________: На ком лежит риск повреждения купленной вещи?
_______________: Судья стал изучать переданные документы.
_______________: Малыш ест фрукты, привезённые с Кипра.
_______________: Родители утешали высмеянного сына.
Ключ: разбить ‖ спеть ‖ купить ‖ передать ‖ привезти ‖ высмеять
2) Переход причастий в существительные, пригагательные. Melléknévi igeneves szófajváltó
будущее ’a jövő’; жареное ’a sült’; выдающийся ’kiváló’; заведующий ’vezető, fő-’; изысканный ’pompás’; командующий ’parancsnok’; любимый ’a kedves’; мороженое ’fagylalt’; настоящее ’a jelen’; образованный ’művelt’; прошедшее ’a grammatikai múlt idő’; следующий ’a következő’; солёный ’sózott, kovászos’; учащийся ’a tanuló’; новорождённый ’az újszülött’
3) A mozgást kifejező folyamatos igékből képzett melléknévi igenevek
4) Видеоуроки носителя русского языка. Orosz orosztanár magyaráz – videón
A jelen idejű cselekvő melléknévi igenév
A múlt idejű cselekvő melléknévi igenév
A jelen idejű szenvedő melléknévi igenév
A múlt idejű szenvedő melléknévi igenév
Összefoglalás, rendszerezés
5) Visszatekintő
6) Take home message
### причастие
### активное причастие
### пассивное причастие
Megjegyzések
Megjegyzés küldése